Робот США подозревается в нанесении удара по пакистанской границе и убийству восьми человек. Недавно (в конце февраля 2009 года) беспилотным самолетом США была проведена ракетная атака в Пакистане, недалеко от границы с Афганистаном. Погибли, по меньшей мере, восемь человек. Отметим, США активизировали в течение месяцев полеты беспилотников в этой зоне. Около 30 ударов было проведено во второй половине 2008 года и это продолжается также в 2009 году.
В СМИ в последний месяц обсуждались (правда, не очень активно) претензии со стороны Пакистана на факты нарушения государственной границы и перенос некоторых боевых действий армией США из Афганистана в Пакистан.
Однако в случившемся событии есть одна тонкость.
Как правило, беспилотники использовались для выявления целей и передачи сигнала о цели боевому вертолету или самолету. Но в феврале впервые в истории, беспилотный летательный аппарат нанес ракетный удар, причем по команде не пилота, а обычных военнослужащих. И именно это является важной новостью, к сожалению оставшейся почти незамеченной (возможно из-за недостатка информации со стороны военных США).
На наш взгляд, это событие – новость, от которой, возможно, зависит будущее человека и планеты!
Почему?
Этот факт показывает реальное «вытеснение человека» из «боевых систем». Сегодня, несколько можно понять, по скудной информации (а военные, мягко говоря, информацию «придерживают») началась передача части летных функций и летных операций от человека – к роботам-беспилотникам. И это объективно.
Все технические системы развиваются в соответствии с законами технических систем, так говорит ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Одна из подсистем боевых самолетов уже сейчас сдерживает его развитие. Это подсистема – человек. Пилот дорог: его нужно много лет готовить, а зарплата и, особенно страховка, очень высока. Но кроме этого, человек не может выдерживать высокие перегрузки и не обладает нужной сегодня для боевой авиации скоростью реакции. То есть, в принципе, технические возможности сегодня позволяют сделать более «динамичный самолет». Сегодняшние авиационные комплексы (теперь это уже не самолеты, а самом деле – авиационные комплексы) могут со значительно бОльшими ускорениями двигаться, а значит выполнять более эффективные боевые маневры. Но нагрузки в таком самолете гарантированно покалечат или убьют человека.
Кроме того, для жизнеобеспечения человека в самолете много всего предусмотрено: кресло; датчики, с кучей проводов; органы управления, удобные для человека; кабина с откидным колпаком.
Продолжаем: скафандр и шлем, сложная система-катапульта, парашют, туалет и т.п.
А это очень приличный дополнительный вес, лишнее «пространство» и габариты самолета и, соответственно увеличенное лобовое сопротивление воздуха…. И все это ведет к большему расходу, и соответственно большему весу топлива.
Один из законов развития технических систем (ЗРТС) – повышение степени идеальности технических систем. Ближайший шаг в этом направлении – удаление человека из боевых самолетов. Это уже происходит: например, армия США вовсю заказывает, покупает и испытывает беспилотники. К тому же за 170 млн. долл. (стоимость среднего истребителя) можно сегодня купить десяток беспилотных летательных аппаратов (БЛА). А когда беспилотники будут производиться в массовом порядке, цена на них значительно снизится.
И второй, менее очевидный, тренд: изменения в системе управления «боевым комплексом».
Во-первых, «система управления» – осталась на земле, а на беспилотнике остался лишь минимум «управляющих железок». Что благотворно сказалось на весе беспилотника.
Во-вторых, часть «самоподдерживающих полетных функций и операций» выполняет сам робот, практически без участия пилота.
В-третьих, в февральской боевой операции роботом управляли «сухопутные военнослужащие», а не профессиональные пилоты. Т.е. дорогостоящие (вспомните, сколько стоит средств и времени их подготовка) пилоты могут уже не участвовать в пилотировании БЛА. Теперь можно нанять для выполнения этих функций молодых людей, обученных на симуляторах, и дать им «приставочную консоль» в руки, чтобы те управляли беспилотниками.
Ну, а далее – осталось передать боевому беспилотнику функции: самостоятельно определять цели и принимать решения о нанесении ракетных или бомбовых ударов.
И наступит счастье…
Вопрос, том, когда это случится в первый раз? Через год? Через 5, 10 или 20-ть лет?
И что будет делать в таком случае человечество?