Почему люди придают роботу внешность человека? Ведь с функциональной точки зрения это совершенно нерационально, затратно и т.д. Гораздо проще и дешевле - с точки зрения конечной цели - сделать кухню-робота, а не кухонного робота в виде официанта с полотенцем через руку. И промышленный робот-лаборант – это отнюдь не киборг в белом халате в очках, а ящик с соответствующей начинкой, который даже отдаленно не похож на что-то человекообразное… Так зачем же?
Кто-то говорит, что в функциональной среде, набитой исполнительными механизмами, человек будет чувствовать себя еще более одиноким. И человекообразный робот – это способ борьбы с одиночеством.
Но не будем обманывать себя. Одиночество – это отсутствие ответственности. Почему люди заводят тамагочи? Потому что это вроде бы зверек, но если даже он помрет, в глубине души мы знаем, что это просто игрушка, условность, и ладно – запустим игрушку еще раз. А живой котенок умрет по-настоящему; его не спрячешь в карман, когда это захочется хозяину. Живое – это ответственность. А наш мир болен желанием убежать от ответственности. И чем более мир становится безрелигиознее, тем больше из него уходят мораль и нравственность, и тем больше в нем становится эрзаца – эрзацлюди, эрзацсовесть…
Роботы – хороший способ борьбы с нищетой и бедностью. Робота-нищего можно посадить для экзотики в историческом антураже, но все будут знать, что это робот – что это условность, - и совесть не вздрогнет, не уколет сиротливо сжавшееся сердце.
Роботы - хороший способ компенсировать небольшой прирост населения или его отсутствие. Робот приступает к работе, сойдя с конвейера. Его не надо растить и учить 23 года, он не более, не капризничает. А чтобы не болела душа, робот-ребенок может бегать по комнатам особняка и весело шлепать босыми ножками…
Причем тут особняк? Роботы – это потрясающий способ отгородить богатых от бедных, сделать их самодостаточными. Роботу-садовнику или роботу-уборщику не нужен вид на жительство, он не живет в лачуге с бедными родственниками. Роботы не создают сообществ бедняков, жаждущих хлеба и зрелищ. Роботы не жгут машины в пригородах, требуя денег, не протестуют против глобализации. И территория становится уже интересной лишь как источник природных ресурсов. Что облегчает восприятие ковровых бомбардировок как меры, равной распрыскиванию дихлофоса на кухне или в огороде.
Робот – это то, как мы видим человека в качестве идеального слуги, джинна из лампы. Эта реализация подсознательной тяги к власти. Это овеществление подсознательных желаний, которых мы стыдимся перед другими людьми, но не перед человекообразными машинами – ведь мы-то знаем, что это лишь игра…Игра человека со своим человеческим.
Но если человеческое из себя мы выносим наружу, то что же остается внутри???
Бубенцов В.Ю.