Согласно американскому отчету десятилетней давности, из-за врачебных ошибок, а также неквалифицированной медицинской помощи в Штатах ежегодно умирает 98 тыс. человек. Другими словами, каждый год небольшой областной городок исчезает с лица земли.
К сожалению, неизвестно, сколько врачей и как было наказано за эти ошибки, но в любом случае врача в нашей стране за ошибку привлечь к какой-либо ответственности, кроме личной вендетты, весьма проблематично.
Тем более интересно, что в Тайланде – стране, где, как везде в Азии, а также и в России, к жизни людей относятся традиционно менее трепетно, чем на Западе, в клиниках стали испытывать медицинские роботизированные системы, позволяющие исключать ошибки, допускаемые за счет человеческого фактора. В первую очередь речь идет о роботах, которые согласно рецепту подбирают и фасуют лекарства, назначенные пациентам. Причем о прибыльности роботов речь не идет – они будут окупать себя десятилетиями. Просто в Тайланде решили, что человеческие жизни стоят дороже. Справедливости ради отметим, что речь идет о частной клинике, ориентированной на туристов.
Другой пример повышения качества медицинских услуг – робот в клинике в Балтиморе (США), который оборудован камерами, экраном и микрофоном, управляется дистанционно и позволяет лечащему врачу проверять состояние больных, находясь в любой точке земного шара. Есть также роботы, которые могут служить переводчиками, в случае если врач и пациент говорят на разных языках. А в Германии в берлинской клинике работает управляемый голосом робот-ассистент, помогающий при операциях.

Один мой знакомый врач-хирург рассказывал, что в молодости он по незнанию и отсутствию опыта брался за операции, о которых он сейчас уже даже и думать бы не смел. Что интересно, операции как правило заканчивались успешно (возможно, в немалой степени благодаря большому запасу прочности человеческого организма). Хотелось бы знать, является ли широкое введение роботов в медицинскую практику примером задора молодости или же шагом приобретенной с годами опытности.