Романтичная история о любви двух роботов из Лос-Анжелеса стала основой сюжета получасового фильма «I'm Here» американского кинорежиссера Спайка Джонса (1969 г.р.). Фильм был представлен в феврале на Берлинском кинофестивале. Спайка Джонса сегодня считают одним из наиболее интересных и перспективных мастеров «малых форм» в киноиндустрии. Он снимает музыкальные видеоклипы, рекламные ролики, короткометражные и телевизионные фильмы.
Шерлок Холмс и Доктор Ватсон заходят в незнакомую квартиру. Холмс: «Ватсон, как вы думаете, что за предмет лежит под кроватью у хозяина?» - «Откуда мне знать, Холмс!» - «Не торопитесь , Ватсон! Я могу вам даже дать подсказку. Это слово начинается на букву «з»!» - «Лучше я загляну под кровать» - «Не стоит, Ватсон. Я вам скажу, что это. Это робот пылесос!» - «Но почему он на «з»?»
Казалось бы, что искусство – одна из немногих и последних сфер деятельности человека, куда роботы не могут проникнуть, поскольку не наделены даром творчества. Но в действительности это не так. Вообще, когда-то художникам не приходилось задумываться о хлебе насущном. Помимо того, что приобрести картину хорошего живописца в высшем свете всегда почитали за честь, им еще заказывали портреты. С появлением фотоаппарата надобность в работе портретиста практически отпала.
Просто купить робота – это уже не актуально. Художник Брайан Маршалл предлагает робота усыновить. Ни много, ни мало! Правда за усыновление художник просит от 75 до 350 долларов, но это уже другой вопрос. Получается, что роботы – это дети Брайна Маршалла. Сам он называет из «аdoptabot». «Аdoption» - по-английски «усыновление».
«Робот» в мировой культуре явление относительно новое. Только в технологичном 20-м веке выкристаллизовалась в реальную форму извечная мечта многих поколений – чтобы кто-то по указке человека выполнял за него разную скучную работу. А высвобожденная жизненная энергия людей пошла бы на самосовершенствование и творчество!
Американцы уже объявили о том, что оставят на время робота Spirit-а на Марсе в покое. Во всяком случае, на время марсианской зимы. Сейчас идет подготовка к зимовке. Одна из задач – развернуть солнечные батареи робота так, чтобы они получали как можно больше света в условиях короткого зимнего дня на Марсе. Из-за этого вполне возможно, что связи с роботом не будет несколько месяцев.
Американский режиссер Мартин Скорсезе, известный своими захватывающими триллерами, заявил, что собирается летом этого года снимать фильм про робота. Это будет экранизация детской книги Брайана Селзника "Изобретение Хьюго Кабрета" (The Invention of Hugo Cabret). Действие происходит в Париже в 30-е годы прошлого века.
Хироми Осаки (Hiromi Ozaki) является обладательницей робота, который умеет «разговаривать» с воронами. Робот Crowbot был сконструирован специально по ее заказу. Узнав однажды, насколько развитым по сравнению с другими птицами является «интеллект» ворон, Хироми серьезно увлеклась их изучением. Чтобы войти в контакт с «пернатыми мудрецами» и понадобился робот.
Скульптуры роботов Льюиса Тарди вполне вписываются в концепцию современного «технократического» искусства. Неспроста его роботы украшают в эти дни (13-15 февраля 2010 г.) одну из улиц Майами, где проходит арт-фестиваль Coconut Grove Arts Festival. Льюис с детства совмещал два увлечения – рисование и конструирование. Благо, папа его был механиком, и ненавязчиво приучал детей возиться с разными железками.
Есть люди, которые считают роботов игрушками для взрослых. Есть люди, которые «играют в роботов» настолько профессионально, что заставляют научно-технический прогресс двигаться в два раза быстрее. Есть люди, которые «наблюдают» за развитием роботов с позиций Высокого искусства. Американский художник Оливер Пауэлс принадлежит, скорее всего, к третьей категории этой условной градации.