Масано Коеда из университета электросвязи г. Осака, Япония, является одним из многих людей, которые показывают нам, что роботы всё больше и больше становятся более похожими на людей. Сначала это был киборг, управляемый клетками головного мозга крысы. А теперь – танцующий робот, выполняющий сложнейшие движения.
Премия Hugo в 2009 году за лучшее фантастическое произведение на английском языке среди прочих досталась и романтической мультипликационной истории режиссера Эндрю Стэнтона про маленького робота по имени «ВАЛЛ-И». Он живет на земле, которую покинули люди. Вернее не живет, а работает: он убирает мусор, который остался на Земле после людей. От одиночества он начинает чувствовать, как почти настоящий человек.
Скульптуры роботов, которые делает Майкл Салтер из Орегоны (США), учитывают основные параметры современной культуры: футуристические образы, современный материал, поражающие воображение масштабы. Материал, из которого сделаны эти «монстры» - обычный пенопласт. В него упаковывают компьютеры. Очевидно, Майкл Салтер столкнулся с обилием ненужной упаковки «по основному месту работы».
Пока еще не так часто встретишь в альбоме заядлого филателиста марки с изображением роботов. Но почтовые службы многих стран мира старательно пытаются наверстать упущенное. Самые известные роботы из знаменитой фантастической кипоэпопеи «Звездные войны» предстают на почтовых марках США. Они были выпущенны в 2007 году и составляли часть рекламной компании, приуроченной к 30-летию выхода на экран первого фильма «Звездных войн». Серия изображений роботов состоит из 15 марок, объединенных одним блоком.
Какие будут развлечения у взрослых в 2003 году? Рекламное агентство Amalgamated (Нью-Йорк) предполагает, что водка Svedka займет среди них достойное место. А рекламировать её уже в наше время «поручено» роботу из будущего – стильной «механической» девице. 3-D модель этого робота для рекламной компании разработала американская студия Stan Winston.
Робот-робот, ты за кого, за белых аль за красных? Нет, за самого себя. За подстройку среды под себя, железненького. И искусства также. Как после многолетнего показа «Зены» и «Приключений Геракла» в головах у младших школьников смешались Цезарь, Гидра и Менелай, так и робот в живописном и прочем исполнении занял свою постоянно расширяющуюся нишу, портя потихоньку вкус обывателя. С одной стороны, обыватель на то и есть, чтобы его со всех сторон обкладывали попсой, как волка красными флажками. А с другой стороны, жалко человека – не железный, долго так не выдержит…
Итак, как вписываются роботы в живопись «для людей»? Является ли их присутствие на полотнах острой приправой, оживляющей вкус, или тараканом в супе? Как вы ответите сами для себя? Только честно! На мой взгляд, вообще-то, подобное внимание роботам идет по свойственной человеку схеме «любить весь мир, но забывать о конкретном человеке». Восхищаясь роботами, занимаясь роботами, нельзя забывать, что это не самоцель, а просто инструмент для облегчения жизни, подобно стулу или лестнице-стремянке.
Любовь японцев к роботам общеизвестна. Современные культурологи, пытаясь осознать эту «национальную» тягу к автоматизированным объектам, отсылают любопытствующих к механическим куклам Каракури. В начале 17 века в них впервые наиболее полно воплотился симбиоз традиции Востока и технологии Запада.
Если ранее мы говорили о роботах в живописи на произведениях оригинальных, то сейчас хотелось бы коснуться роботов, вписанных в произведения не современников, но классиков. Я наткнулся на это, с позволения сказать, жанр, случайно. Первое впечатление - забавно, шутка. Второе - ну вот, опять глумление над шедеврами. Третье - это ощущение некоего экзистенциального ужаса, слом архетипов. Неприятное ощущение, между прочим. Жуткое зрелище, как говаривал Винни Пух, душераздирающее зрелище. Но не для всех, а для любящих искать между строк. Поищете?
Что лучше: роботы в искусстве или искусство в роботах? Или лучше искусственные грезы о роботах? Видимо, лишь некоторыми нездоровыми грезами, навеянными то ли перееданием гамбургеров, то ли испорченными баварскими колбасками можно объяснить то смешение Матрицы, Чужого и Восставших из ада, в виде которых привиделось одному художнику будущее человечества - смешение механики и биологии, живого и неживого. Впрочем, судите сами, а заодно попробуйте угадать имя художника. Сложно? А Интернет на что?