Первых роботов американский художник Эрик Джойнр увидел в детстве. Это были японские игрушки, которые составляли тогда «главную» статью экспорта из Страны Восходящего Солнца в США. Сегодня игрушечные роботы 40-60-х годов занимают достойное место в домашних коллекциях тех, кто не спешит расстаться с детством. А вот Эрик Джойнр решил поступить по-другому: он рисует роботов.
Роботы на художественных фотографиях Марка Лэхдесмэки (Markku Lahdesmaki) давно полноправно живут рядом с людьми. Роботы катаются по пляжам на велосипедах, ищут проституток на окраинах унылых городков, опаздывают на самолеты и стирают белье в прачечной. При этом удивительное чувство вкуса и элегантный юмор Марка Лэхдесмэки создают впечатляющую картину «по-человечески» простого быта этих киборгов. Все очень натурально и реалистично! Да и роботы какие-то уж очень бытовые – без устрашающих клыков, горящих глаз и металлических щупальцев со смертельными захватами.
Робот Flossie не устает в седле, может «ездить» при экстремальных условиях: высокой температуре, сильной тряске, выдерживает сильный шум от двигателя. Ну, а если без шуток, то производитель масел - фирма Castrol сделал такой рекламный ход, чтобы показать, что ее продукции может работать в двигателе на высоких оборотах и на повышенных мощностях. Ну а если уж совсем серьезно, то, во-первых, Flossie роботом и не является – это очень простой механизм. А во-вторых, опять в механизме копируется «человеческий принцип действия».
Сегодня роботы выполняют множество «чисто производственных функций». Но в последнее время разработчики все больше внимания уделяют социальным функциям роботов, а также проявлением у роботов чувств. Пока это происходит, скорее, механическим копированием внешних проявлений эмоций человека: копирование жестов, положения лицевых мышц. Недавно сотрудник лаборатории интеллектуальных роботов в Тайване показывал на Международной конференции по роботам представление двух целующихся роботов – Томаса и Джанет.
Творческая группа «ОмниЦиркус» (OmniCircus) под руководством Франка Гарви объединяет музыкантов, художников, актеров, циркачей, скульпторов и вообще множество «живых и неживых» авангардистов. Два раза в месяц на собственной творческой площадке в Сан-Франциско группа «ОмниЦиркус» показывает непередаваемые представления, где живые актеры «играют» вместе с роботами под завывающую и клокочущую электронную музыку среди пульсирующих софитов, дыма и огромных арт-объектов.
Запчасти от старых велосипедов, пылесосов, кофеварок и прочих вышедших из употребления бытовых приборов имеют удивительное свойство годами скапливаться в гаражах, в сараях и на чердаках. И не нужны больше, и выбросить вроде как жалко: а вдруг пригодятся! Год назад американский художник Пол Лориддж кардинально решил эту проблему и начал создавать из этого хлама симпатичных роботов. Хотя в общепринятом смысле слово «художник» здесь вряд ли подходит. Скульптор? Дизайнер? Или просто слесарь? Пол сам не знает, как назвать объекты, которые он делает.
Неужели не узнаете? «Врага надо знать в лицо», как говаривали ярые чекисты во времена культа личности. «Очаровательную» физиономию робота из «Терминатора - 4» скоро можно будет не только лицезреть на экране, но и носить с собой постоянно. Для вдохновения при работе с компьютером. Английская компания Solid Alliance специально для фанатов подготовила USB-флэшку на 2 ГБ в виде головы Терминатора Т-600.
Такими роботов представляли в 60-е годы прошлого века. А интерьерный минимализм картинного пространства как бы подчеркивает, что главное здесь не «топорно» сварганенный, угловатый монстрик с горящими лампочками-глазами и электрическим проводом-хвостом, а что-то другое. Скорее всего, образ робота понадобился английскому художнику японского происхождения Джиро Осуго (1968 г.р.), чтобы элегантно поиграть с расхожей мыслью о том, что энергия – «всему голова».
Имя американского скульптора и керамиста Клайтона Бейли стало известно во всем мире во многом благодаря его роботам. Еще в 1976 году огромные движущиеся механические андроиды, созданные К.Бейли, поражали воображение посетителей «Музея чудес» в небольшом городе Порт Коста (США, штат Калифорния). Во время открытия музея робот-папа (или мама?), который катил в коляске робота-сына (или дочь?), «гонялся» за прохожими и настойчиво приглашал их посетить новое заведение.
Роботы – это «воображаемые друзья» американского художника Тео Эллсуорта. Именно так – «Воображаемые друзья» - называлась выставка из тридцати работ, которая с 18 июля по 19 августа 2009 года проходила в художественной галерее Giant Robot (Гигантский робот) в Сан-Франциско (США). Тео Эллсуорт создает фантасмагорические образы, напоминающие неведомых древних богов ацтеков и майя.