Создатели роботов и их образов в культуре давно размышляют над вопросом, почему одни роботы вызывают симпатию, а другие наоборот пугают. Одна из гипотез на эту тему появилась в 1970 году. Это теория так называемой «зловещей долины» (The Uncanny Valley). Выдвинул её в одноименной нашумевшей статье японский инженер-робототехник Масахиро Мори. Суть теории в том, что отношение человека к антропоморфным искусственно созданным существам меняется в зависимости от «похожести» этого существа на человека.
На первом этапе, когда робот пытается только подражать человека в поведении и внешности, это вызывает симпатию и даже сочувствие. Примерно подобные чувства испытывает взрослый человек по отношению к ребенку, который только учится ходить и понимать мир. Это длится, пока не наступает момент «насыщения».
Когда робот становится слишком похож на человека, возникает уже антипатия и резко отрицательное отношение. Робот все-таки машина, и на подсознательном уровне человек в той или иной степени пугается его. Но когда робот выглядит и ведет себя совсем как человек – следующий этап! – вновь возникает симпатия, как бывает в отношениях между живыми людьми. Вот этот период, когда робот из состояния «едва человеческого» стремится к состоянию «полностью человеческого», и получил определение «зловещей долины».
Теория Масахиро Мори, основанная на работах немецких психиатров Эрнста Енча («О психологии странного», 1906 г.) и Зигмунда Фрейда («Странность», 1919 г.), очень заинтересовала кинематографистов и мультипликаторов. Творцы масс-культуры неизменно учитывают и пытаются прогнозировать впечатления, которые производят на потребителя созданные футуристические образы андроидов, киборгов и прочих терминаторов. Хотя теория все-таки остается теорией. У человека всегда есть место своим личным индивидуальным симпатиям и антипатиям.