Роботы должны иметь те же самые права как я или Вы? Какими именно правами должен обладать робот? Таковы вопросы, которые появились на повестке дня.
Американское общество предотвращения жестокости к роботам (Аmerican society for the prevention of cruelty toward robots, ASPCR, http://www.aspcr.com) основано в 1999 году. Миссия ASPCR состоит в том, чтобы гарантировать права всех искусственно созданных разумных существ, т.е. роботов.
На первый взгляд, это общество занимается надуманной темой. И все-таки, насколько обосновано появление такого общества?
Недавние работы в развитии науки, технологий, материалов, информатики, сетевых технологий убеждают, что появление искусственного интеллекта намного ближе, чем сегодня нам кажется. И как только эти роботы начнут думать и чувствовать, то проблема прав роботов может стать актуальной.
Можно провести аналогию: вспомним, как добивались отмены рабства в дальнем прошлом, или как добивались своих прав (например, права голосования на выборах и т.п.) различные слои общества, или как в совсем недавно в США афроамериканцы боролись за равные права с белыми.
Или же вспомним, как более ста лет назад (1890 г.г.) было высмеяно вновь созданное американское Общество против жестокого обращения к животным (The American Society for Prevention of Cruelty to Animals, ASPCA), которое заявило, что «животные должны иметь определенные права». А сегодня ASPCA имеет отделения во многих странах, ежегодный бюджет в десятки миллионов долларов, инфраструктуру и соответствующие статьи в законах различных стран, защищающие животных.
Одно из положений ASPCR, что любое разумное существо (природное или искусственно созданное; гуманоидное или негуманоидное), имеет неотъемлемые права, обеспеченные его созданием (а не его Создателем): право на Существование, Независимость, Творческое Познание.
ASPCR считает, что сегодняшние законы собственности и капитала будут противодействовать осуществлению этих прав. Разумные роботы, скорее всего, пройдут начальный период, когда они будут чьей-либо «собственностью». А затем они будут признаны полностью разумными существами, со всеми сопутствующими правами.
Поэтому общество заинтересовано в обсуждении моральных и этических аспектов существования разумных искусственных существ в нашем мире, и обязанностей, который идет с таким Созданием.
Правда, это сегодня осложняется тем, что сложно однозначно определить «интеллектуальность», «разумность» существа. Ранее были предложены тесты для определения интеллектуальности искусственных созданий. Но ни один из этих тестов не был эффективным.
Как мы можем определить самосознание и роботах? Что, если они были только запрограммированы, чтобы казаться обладающими самосознанием и разумом, но, фактически таковыми не являются? Тем более, не очевидно, обладает ли самосознанием сам человек. Так известный ученый Marvin Minsky, занимающийся проблемой создания искусственного интеллекта, посвятил этой теме свою книгу «Общество Мышления» (Society of the Mind).
Кроме того, непонятно, что такое «жестокость (боль и страдание) по отношению к роботу»? Как она проявляется? Как и когда робот может испытывать жестокое обращение?
Здесь полезно рассмотреть аналогичную ситуацию в мире отношений человека и животных. Сегодня принято наделять «животных определенными человеческими качествами». Так, теперь считают жестоким морить голодом и убить любимую собаку. За это можно попасть под суд.
Такой же подход может быть перенесен и на роботов. Так, недавно появились видеофильмы, в которых роботы горят, с ними плохо обращаются.
Многие из видевших эти видеоролики выступали против такого отношения. Хотя, по правде робот Pleo, показанный в этом ролике, не является интеллектуальным и разумным существом.