Роботы, играющие на флейте, рисующие, бегающие, говорящие, играющие в футбол… Каждый из них - кусочек линии, устремленной в будущее человечества, такое туманное и такое желанное… Каждый – нечто Иное нам, экстериоризация наших желаний. И хочется, мучительно хочется эти желания видеть воплощенными. И кажется, что увидев, станешь счастливее, или хотя бы спокойнее – ведь то, что мучило, что мечталось, уже вне нас, и живет своей жизнью.
Можем ли мы увидеть эти линии? Можем ли заглянуть за ту завесу, куда убегают нарождающиеся еще тенденции развития, и узнать, что ждет нас, если мы будет делать то, что делаем? А узнав, решить, устраивает ли это будущее нас, и, возможно, изменить его? И кто после этого посмеет утверждать, что будущее не влияет на настоящее?
В начале 20 века певцы в ресторанах, на зарождающейся еще эстраде, пели живым голосом. И без микрофона. Петь надо было уметь. И уметь надо было держать себя на сцене, работать с живой публикой.
Появление микрофона и других усиливающих звук устройств открыло дорогу людям, чьи голоса и умения раньше не были бы оценены. А возможность записи голоса на пластинки резко снизила требования к исполнителю: в самом деле, ведь можно сделать сотню дублей и растиражировать наиболее удачный! Певцов стало больше. Но – как это всегда бывает – качество исполнения упало. Больше - не значит лучше.
Появление звукозаписывающей аппаратуры и возможностей электронной обработки голоса, сначала примитивной (петь все равно надо было уметь, и голосишко хоть какой-то требовался), а затем все более совершенной, создало ситуацию, когда великим певцом может быть каждый – цифровая обработка позволяет. Параллельно шел процесс превращения выступлений певца в шоу, где собственно вокал уходил на второе место. Пришло пение «под фанеру» - как жизненная необходимость, как элемент шоу. Ведь нельзя одновременно исполнять танец и хорошо петь – физиология не позволяет.
Очередной этап – появление проектов, где запись пения, если его так можно назвать, сочетается уже не с живыми исполнителями, а с мультяшными, но пока сохраняющими некоторое сходство с оригиналом. Примеры – группа «Горилаз» и проект «Глюкоза». В случае с Глюкозой живьем исполнительница появилась спустя солидное время после раскрутки клипов. И проиграла – мульперсонаж оказался интереснее!
Следующий этап – исчезновение людей из мультклипов. Пример – Зайчик Шнуфель. Есть электроннными средствами обработанный искаженный голос, представитель фауны в качестве действующего лица.
Дальше – полностью синтезированный голос. Но душа просит чего-то ощутимого, и на сцену выходят роботы, имитирующие мимику и голос человека, но в диапазонах, которые недоступны обычному человеку.
http://roboting.ru
А потом? А потом – очередной поворот спирали развития, и вновь певец, поющий без микрофона, но только это уже певец-робот. Если, конечно, роботы-слушатели это оценят…
Бубенцов В.Ю.