Судя по новшествам, представленным на автосалоне в Детройте, скоро лобовые стекла машин окончательно превратятся в дисплеи, кнопки заменят сенсорные экраны, а в интернет можно будет не только выходить, но и выезжать.
Автосалон – это блеск кузовов новых моделей, громкие премьеры и улыбчивые девушки у стендов известных марок. Но в тоже время это и демонстрация новых технологий. Пока их прячут в причудливых концепт-карах и нахваливают в презентационных фильмах, но очень скоро многие из них пойдут в тираж. Так что же нас ждет в ближайшие годы? Судя по всему, две вещи – развлечения и безопасность. Ситуация такова: чем больше в машине вещей, развлекающих водителя, тем больше нужно систем, страхующих его действия за рулем, при этом, чем больше его функций берет на себя электроника, тем больше нужно развлечений, чтобы человек элементарно не заскучал. Замкнутый круг!
Раньше у техно-игрушек были в машине свои, четко обозначенные места. Навигация – на экране в центральной консоли, DVD – скорее для задних пассажиров. Теперь же все системы постепенно сползаются ближе к водителю, причем все, что относится непосредственно к вождению, эмигрирует на лобовое стекло, а всевозможные настройки климат-контроля, DVD, бортового компьютера, магнитолы и мобильного телефона захватывают все большую часть торпедо.
В последних поколениях BMW показания спидометра, тахометра и подсказки навигации, включая ближайший поворот, названия улиц и время в пути, высвечиваются на лобовое стекло, при этом экран компьютера с последней версией iDrive в центре торпедо взял на себя все остальные функции. Управлять всем этим хозяйством позволяет джойстик между сиденьями водителя и переднего пассажира, отвечающий за все на свете.
У Mercedes – обратная ситуация: экран компьютера взял на себя функции лобового стекла.
В S-class, когда на улице темно или туман, можно включить инфракрасную камеру, изображение с которой будет передаваться на экран. В итоге на нем видно гораздо больше, чем могут высветить даже адаптивные би-ксеноновые фары. Вот и выходит, что ехать лучше, отвернувшись от лобового стекла, если, конечно, водитель сможет заставить себя сделать это.
Если нет – не беда. В передней части машины два радара – дальнего и ближнего действия, ориентируясь по их показаниям, Mercedes легко может держать дистанцию от впереди идущего автомобиля и даже полностью останавливаться вместе с ним. Стоит машине впереди опять начать движение – тронется с места и S-class.
В качестве компенсации водителю предлагается система MyGIG – встроенный жесткий диск, на который можно записать любимую музыку, фильмы и домашние фотографии, чтобы не скучать за рулем. В машине даже есть USB-порт. Кстати, спидометр у S-class – это тоже дисплей. А вот у Volvo XC60 в сенсорный экран превратилась центральная консоль, благодаря чему кнопок на ней почти не осталось.
Думают автопроизводители и о пассажирах. Chrysler в новом поколении минивэна Town and Country предусмотрел целых три независимых DVD-плеера. В итоге у задних пассажиров нет необходимости смотреть одно и то же – у каждого свой монитор. Еще один DVD – это для водителя. Картинка с него выводится на экран навигационной системы, правда, только когда машина стоит на месте. Таким образом, Chrysler решил положить конец спорам по поводу того, что смотреть в машине.
Тем же, кому, наоборот, не хватает общения за рулем, предлагается система голосового управления и подсказок.
Большинство моделей Acura, представленных на салоне в Детройте, имеют такие функции. Пока окна закрыты, и музыка играет не слишком громко, обещается полное взаимопонимание. Впрочем, никакие шумы не помешают машинам общаться между собой.
Внедрить такую систему в ближайшие несколько лет обещает DaimlerChrysler. По словам руководителя отдела технологий продвинутой коммуникации концерна Ника Каппы, уже сейчас идут испытания подобных систем. Аналогичную программу развивает и General Motors. На данный момент они создали прототипы машин, способные обмениваться информацией о ситуации на дороге и предупреждать об опасности на расстоянии до четверти мили. Если будет принято решение дальше развивать этот проект, первые серийные машины появятся уже через два года.
Но в ближайшие годы машинам придется общаться не только с водителями и себе подобными, но еще и с мобильными телефонами, КПК, ноутбуками и MP3-плейреами.
Этой проблемой озаботились в Ford. Вдохновил их феномен успеха iPod, правда, создавать свою «умную» машину они решили не с Apple, а с Microsoft. И, хотя различные способы интеграции MP3-плееров есть у многих автопроизводителей, Ford обещает сделать нечто большее, чем просто подружить встроенную магнитолу с плеером.
Сегодня у машин Ford даже нет входа для подключения внешних устройств, но уже в 2008 году двенадцать моделей Ford будут иметь в списке опций систему Sync. Менее чем за $1000 покупатель получит возможность подключать к машине не только цифровые плееры и Bluetooth-телефоны, но и различные другие носители информации. Коммуникация будет осуществляться через порт USB. Так система сможет, например, с помощью смартфонов передавать трансляции радио из интернет. Управление Sync будет осуществляться кнопками на руле и с помощью голосовых команд.
Научат говорить и саму машину – она сможет даже читать вслух приходящие на мобильник сообщения, причем в ее словаре будут и такие слэгновые аббревиатуры, как, например, LOL.
Предусматривается и возможность апгрейда системы. "Мобильный телефон человек меняет в среднем раз в 18 месяцев. Машины служат дольше, и мы хотим, чтобы наши автомобили не устаревали так быстро", – говорит отвечающий за проект Гарри Яблонски.
Сейчас у Ford эксклюзивный контракт с Microsoft сроком на один год, после чего компьютерная компания сможет продавать технологию и другим автопроизводителям.
Кстати, возможно, Sync будет поставляться без CD-дисковода: Ford считает, что музыкальные диски – это уже устаревший носитель.
А вот Infiniti не спешит ставить крест на CD. На салоне в Детройте и SUV QX56 и седан G35 оборудованы магнитолами, в которых есть и встроенный жесткий диск, и USB-порт, и возможность слушать компакт-диски. Встроенной памяти хватает для 3000 песен.
Не забыли разработчики Infiniti и о том, что машина должна сохранять не только музыку, но и пассажиров. Автомобили оборудованы системами экстренной активации тормозов в случае, если впередиидущий автомобиль резко затормозит. Аналогичные системы есть уже на очень многих машинах, показанных на автошоу.
Судя по новинкам, которые привезли в Детройт, в вопросе безопасности больше всего внимания сейчас уделяют как раз предотвращению аварии, так как средства активной защиты – подушки и ремни безопасности – уже усовершенствовать дальше некуда.
Экспериментировать с ремнями, правда, продолжают в Ford – они предлагают ставить на машины четырехточечные ремни безопасности, похожие на те, что используют автогонщики.
Повышенное внимание американцев к безопасности вызвано тем, что с каждым годом на дорогах США гибнет все больше людей. Сейчас это более 43 000 в год, что равноценно ежедневным катастрофам самолетов со 120 пассажирами на борту. И хоть уже сейчас почти все машины оборудуются ABS, а многие еще и ESP, правительство США собирается сделать систему курсовой устойчивости обязательной для всех новых машин, продающихся в Америке, начиная с 2012 года.
Дальше всего в этом пошли в Nissan – они предлагают одевать детям в машинах специальные браслеты, которые будут посылать сигналы соседним машинам, чтобы те двигались более аккуратно. Естественно, это предполагает, что все автомобили будут иметь возможность обмениваться сигналами.
В свете всех этих инноваций реклама Citroen C4, в которой машина превращается в робота, воспринимается уже не как шутка. Все к тому идет.
Источник: future-cars.ru