Недавно американская компания Freightliner Trucks представила миру свой роботизированный грузовик (седельный тягач), способный в полной мере автономно ехать по шоссе, который был официально лицензирован для работы на общественных дорогах в Неваде.
Рассмотрим основные моменты того, что было объявлено. Грузовик компании Freightliner может ездить сам полностью автономно по шоссе в дневное время и в хорошую погоду. Согласно лицензии, за рулем должен быть водитель, который должен будет взять на себя управление в некоторых ситуациях. Но самое главное, когда грузовик едет по шоссе в спокойной дорожной обстановке водитель не должны обращать внимание на управление. Наверное, спать в это время, не хорошая идея для водителя. Но водитель может делать другую работу: читать, смотреть кино, или играть в компьютерные игры.
Второй важный момент, который был представлен вместе с грузовиком, то, что штат Невада предоставил лицензию для автономного коммерческого использования грузовика для работы на общественных шоссе в пределах штата. Это не временное разрешение или разрешение на тестирование. Это – лицензия. Чтобы её получить, компания Freightliner выполнила тестирование грузовика, который проехал по шоссейным дорогам расстояние порядка 16000 километров. Как компания, так и штат Невада убеждены, что грузовик надежен и безопасен.
Грузовик работает при уровне автономии 3. Это означает, что водитель может взять управление грузовиком при некоторых условиях, когда система нуждается в помощи. Уровни автономии (автоматизации) определяются Департаментом США Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA). И вот весь спектр автономии, от полного ручного управления (уровень 0) до полной автономии (уровень 4).
Нет Автоматизации (Уровень 0). Водитель полностью управляет автомобилем (тормоз, рулевое управление, дроссельная заслонка и т.д.).
Автоматизация конкретных функций (Уровень 1). Автоматизация на этом уровне включает в себя одну или несколько конкретных функций управления. Примеры включают в себя электронный контроль устойчивости или управление тормозами, когда транспортное средство автоматически помогает тормозить в оптимальном режиме, чтобы вернуть контроль над автомобилем или остановить его быстрее, чем это может сделать водитель, действуя в одиночку.
Автоматизация функций в сочетании (Уровень 2). Этот уровень включает в себя автоматизацию, по крайней мере двух функций первичного контроля, предназначенных для работы “в унисон”, чтобы облегчить водителю контроль этих функций. Пример системы “Уровень 2” – адаптивный круиз-контроль в сочетании с отслеживанием полосы.
Автоматическое ограниченное самовождение (Уровень 3). Автомобиль на этом уровне автоматизации позволяют водителю уступить полный контроль над всеми критическими функциями безопасности движения при определенных внешних условиях. Автомобиль Google является примером автоматизации ограниченного самовождения.
Полное автоматическое самовождение (Уровень 4). Автомобиль выполняет сам все функции вождения и контроля дорожных условий во всё время поездки. Уровень 4 предполагает, что водитель будет предоставлять системе управления пункт назначения, но не ожидается, что управление будет доступно водителю в любое время во время поездки. В идеале, такой автомобиль должен ездить самостоятельно без водителя.
В частности, грузовик компании Freightliner следует указаниям GPS навигатора, поддерживает безопасную (и в соответствии со знаками дорожного движения) скорость, оставаясь на своей полосе. Он ускоряется, замедляется или останавливается в соответствии с дорожными условиями или дорожными знаками.
Пока что грузовик ограничен только ездой по шоссе, и только в дневное время и при хорошей погоде. Freightliner активно работает, чтобы грузовик более функциональным. В частности, ведётся работ над тем, чтобы грузовик световыми или звуковыми сигналами побуждал водителя взять управление, когда он уже сам с управлением не справляется. Например, ухудшились погодные условия или грузовик должен покинуть шоссе. И, если водитель не реагирует, грузовик плавно остановится.
Вот некоторые технические подробности. Система автоматического самоуправления включает в себя радары полного и короткого диапазона расстояний, фронтальную стереокамеру для отслеживания дорожной разметки и адаптивный круиз-контроль. Он может работает в колонне, когда много грузовиков могут синхронизировано ехать друг за другом на близких дистанциях.
Теперь поговорим о том, почему автономное вождение так важно для грузовых автомобилей. Наиболее очевидной причиной является безопасность. В настоящее время 90 процентов аварий грузовых автомобилей – результат ошибки водителя. Часто авария случается потому, что водителей притупляется внимание, или они засыпают за рулём. Автономный автомобиль периодически обращает внимание водителя на себя. Компания Freightliner измерила активность мозга водителей. Сонливость водителей на самом деле уменьшается примерно на 25 процентов, когда грузовик работает в автономном режиме. Водитель, который не сосредоточен на монотонном управлении грузовиком, занимается другими более интересными вещами.
Чтобы было понятно, в обозримом будущем человек все равно будет неотъемлемой частью общей системы. Freightliner прогнозирует, что к 2050 году объем глобальных перевозок грузов грузовиками утроится. И уже ощущается нехватка квалифицированных водителей. Возможно, что в нынешних машинах воплощение технологии езды колонной по шоссе и остановки в определённых местах (чтобы ждать водителей для сложных манёвров по городским улицам на заключительном участке маршрута) будет востребованной.