Как компания Aldebaran Robotics построила “дружелюбный” человекоподобный робот Pepper.
Французская робототехническая компания Aldebaran Robotics работала тайне в течение двух лет, чтобы создать человекоподобного “дружелюбного” робота Pepper (“Перец”) для общения. “Наиболее важная миссия роботов – быть добрыми и эмоциональными компаньонами, чтобы облегчить нашу повседневную жизнь, принести счастье, удивить нас, помочь людям взрослеть”, считает основатель Альдебарана и генеральный директор Бруно Мэйсоннир, руководитель, который оставил карьеру в финансах, чтобы воплотить свою мечту о создании роботов для всех.
Теперь японский телекоммуникационный гигант SoftBank готов продавать робота потребителям. Однако, не все убеждены, что люди захотят купить “Перец” для дома. По крайней мере, они купят его тогда, когда робот может сделать какую-нибудь работу по дому. Другие обвинили SoftBank в “раздувании” возможностей Перца. Технологический веб-сайт “Грань” счел навыки робота по распознанию эмоций неутешительными, говоря, что “у “Перца” есть мозг КОБОЛ (достаточно примитивная компьютерная программа)”. Однако, руководитель компании Альдебаран говорит, что Перец будет становиться более и более способным, поскольку разработчики создают для него новые приложения. Пользователи тогда будут в состоянии загрузить и установить эти новые функциональности, так же, как они добавляют новые приложения к своим смартфонам. В то же время, недавно SoftBank и Альдебаран провели конференцию разработчиков в Токио, где они рассказали детали о технологии и разработке программного обеспечения для Перца. Из тысячи присутствующих на конференции нашлось 600-т, которые оформили предварительный заказ на робота.
Робот кажется полным решимости рассмешить своего пользователя и компаньона-человека. “Вы улыбаетесь от всей души?” спрашивает робот. Человек хихикает. “Это - то, о чем я говорю”, язвительно замечает робот высоким голосом. Затем он наклоняет свою пластмассовую голову и приносит извинения за то, что это было сказано“ слишком властным тоном генерального директора компании”. А имеется в виду Генеральный директор Мэсайоши Сон (Masayoshi Son), основатель и председатель телекоммуникационного гиганта SoftBank, самый богатый человек в Японии.
Мэсайоши Сон наблюдал за развитием сотен новых продуктов как часть продукции обширного конгломерата интернет-предприятий и компаний СМИ. Но недавно на пресс-конференции за пределами Токио Сон поднялся на сцену и представил любимый проект: человекоподобный робот под названием Pepper (Перец). Разработанный для того, чтобы быть компаньоном для человека в общении, он - первый в мире полномасштабный гуманоид, который будет предлагаться потребителям. В феврале SoftBank планирует начать продавать его в Японии за 198,000 иен (меньше чем за 2,000 долларов США).
За такие деньги потребитель не получит ничего “сверхъестественного”. Он получит двурукого робота высотой 1.2 метра, который ездит по полу на колесной основе. Он может танцевать и жестикулировать с некоторым изяществом. Но его навыки и манипуляции ограничены. И неясно, сколько автономии (способности самостоятельно выполнять нужные потребителю действия) робот имеет. Во время эксплуатации в домашних условиях робот вряд ли сможет убрать постель или очистить обеденный стол.
И можно согласиться с SoftBank в том, что Перец не помощник по хозяйству. Он разработан, чтобы составить человеку компанию, шутить, играть в игры, помогать общаться с семьей и друзьями. Робот говорит на японском языке, но он может бегло говорить на английском, французском и испанском языках. Чтобы делать все это, робот оборудован “двигателем эмоций”. Это - программное обеспечение, которое пытается определить, как пользователь чувствует себя, на основании выражения лица, тоне голоса и речи пользователя, что позволяет роботу ответить соответственно. Если пользователь прибудет домой и будет не в настроении (опущенный вниз взгляд) то робот будет играть подходящую по мнению робота песню, например. “Мы хотим, чтоб у нас был робот, который “максимизирует” радость и “минимизирует” печаль”. Компания SoftBank держит пари, что люди “созрели” для такого общения.
Кажется естественным, что Япония (страна известная своей любовью ко всему автоматизированному), была бы первым рынком для домашнего робота-гуманоида. Но может оказаться неожиданностью, что компания SoftBank искала партнеров для создания, робота Pepper не вместе с Хондой, Сони, Тойотой или любой другой крупной японской компанией. Вместо этого SoftBank обратилась к намного меньшей и менее известной французской робототехнической компании под названием Альдебаран.
Узкая усаженная деревьями улица на юго-западной окраине Парижа. Главный офис Альдебарана занимает несколько этажей современного офисного здания. Роботы и люди смешиваются друг с другом внутри как будто в сценах из фильма “Звездные войны”. Одни роботы Pepper приветствует сотрудников около кофеварки. Другие в светлых париках наблюдают за людьми, входящими в прихожую офиса. В комнате со стеклянными стенами дюжина роботов бесцельно бродит и говорит. Человек приближается к одному из роботов и начинает разговор. Но робот, кажется, не понимает то, что ему говорят. Сотрудник компании подходит и даёт команду роботу говорить на английском языке. Теперь робот и автор могут понять друг друга. Когда автор спросил робота, что умеет делать, робот отвечает, описывая игру, в которую он хочет играть. Сотрудник показывает как улучшить навыки взаимодействия с роботом: нужно смотреть на лицо робот и говорить более внятно. Автор спрашивает снова, что робот может сделать. “Я могу сделать много вещей”, отвечает робот “потому что инженеры, которые запрограммировали меня, очень умны”. Компания SoftBank, кажется, согласна с утверждением робота. Четыре года назад Мэсайоши Сон решил, что хочет, чтобы робототехника была частью его обширной деловой империи. И он послал эмиссаров, чтобы оценить лучшие робототехнические компании в мире. Альдебаран, несмотря на то, чтобы был относительно маленькой компанией, выделился своей способностью проектировать роботы, которые предлагают очень интерактивные навыки общения.
Компания SoftBank дала компании Альдебаран всего три месяца на изготовление первого прототип, и после этого это потребовала каждые два или три месяца проводить демонстрации робота. Стратегия Альдебарана состояла в том, чтобы основываться на опыте разработки своего робота Nao. Директор по научно-исследовательской работе компании Альдебаран, говорит, что инженеры приспособили механизмы в руках Nao для использования в “Перце”. Он поясняет: “Наши роботы имеют много общих черт. И это позволило нам сделать многие вещи в короткий период времени ”.
Команда проектировщиков и художников создала гладкие пустотелые (и “дружественно” выглядящие) тело и голову робота. Техническая команда наполнила тело 20 электродвигателями, компьютером, двумя камерами, 3D датчиком, четырьмя микрофонами и литий-ионным аккумулятором, который позволяет “Перцу” работать в течение 12 часов. “Таблетка” на груди робота показывает информацию и обеспечивает другой (не речевой и не при помощи мимики) способ взаимодействия с роботом. Один из директоров программного обеспечения, говорят, что была сложная задача, связанная с огромными вычислительными потребностями робота, “удостовериться, что центральный процессор не взрывается”. Каждой функцией робота управляет один приблизительно из 20 “двигателей” (программных блоков) программного обеспечения. Если пользователь стоит далеко от робота, то его “двигатель осведомленности” заставляет робота двигать головой и испускать звуки, чтобы попытаться привлечь внимание. Если пользователь подходит ближе, начинает работать “двигатель диалога”. Теперь пользователь и “Перец” могут разговаривать. Если пользователь просит, чтобы робот танцевал, вступает в действие “двигатель движения”.
Особое место занимает “двигатель эмоций”. Он использует систему машинного зрения робота, чтобы распознать улыбки, хмурые взгляды или удивление, и он использует технологию распознавания речи, чтобы ощутить тон голоса и распознать определенные слова, такие как “любовь” или “ненависть”. “Двигатель эмоций” тогда проводит численную оценку эмоций и определяет количество полной эмоции человека, как положительной или отрицательной. Альдебаран признает, что эта система ещё не совершенна, но компания обещает улучшить её. В будущем система могла бы также включить в себя этику, сочувствие, и другие модели поведения человека.
В то время как Альдебаран продолжает работать над тем, чтобы сделать существующие роботы Pepper более умными и более способными, компания не планирует на этом остановливаться. С опытом, полученным при улучшении Перца, компания хочет при поддержке SoftBank создать новые роботы для других клиентов. Альдебаран еще не знает то, на что они будут похожи, эти “кузены” Перца. Прорабатываются бизнес-идеи с банками, страховыми компаниями и розничными магазинами.
А теперь “взглянем на будущее” роботов для дома глазами генерального директора компании Альдебаран.
К 2020г. Перец, кажется, станет первым новым типом домашних персональных роботов, разработанных для того, чтобы быть помощниками и компаньонами. За следующие пять лет станут доступными несколько других моделей. Одним из них скоро будет Jibo, “болтливый” робот размером с кофеварку, созданный компанией Synthia Breazel. Другой робот, который, вероятно, поступит в продажу до 2020 г. является более крупной и мобильной машиной, разработанной компанией Hoaloha Robotics, который предназначается для рынка здравоохранения. Мы верим, что Перец, Jibo, и робот Hoaloha будут интерактивными, выразительными роботами, которые будут общаться с пользователями через голос и сенсорные экраны. В дополнение к их встроенным функциональностям будут доступны и дополнительные приложения. Таким образом, с этим первым поколением домашних роботов, мы ждём появление сообщества разработчиков, сосредоточенных на разработке приложений для этих роботов. Эти приложения будут “вращаться” вокруг развлечений, общения и образования. Поэтому не ожидайте, что роботы будут заниматься работой по дому.
К 2025 г. и в течение следующих 10 лет более “личные” роботы (с различными размерами, возможностями и ценами) прибудут в наши дома, созданные признанными производителями роботов, крупными компаниями электроники и новыми начинающими компаниями робототехники. Но самое большое изменение будет в навыках видения и манипуляции роботов, которые будут значительно улучшены и позволят нашим “автоматизированным сожителям” выполнять некоторые полезные для нас задачи. Они все еще не будут в состоянии приготовить или убраться также, как и человек. Но они могли бы помочь нарезать некоторые овощи или поднять игрушки с пола. Это поколение роботов-помощников еще будет медленным и несовершенным. Но они будут более умными, чем их предшественники. По крайней мере, когда они сломаются, они будут в состоянии сами вызывать себе службу технической поддержки.