Нужны ли руки роботам телеприсутствия? Доктор Фумихайд Танака, преподаватель университета Цукубы в Японии, считает, что “абсолютно да”.
Нынешнее поколение коммерческих роботов телеприсутствия помогает людям, живущим далеко друг от друга, общаться с друзьями и коллегами или получить удалённо консультацию врача. Тем не менее, заметно, что у них нет рук. Поэтому, их иногда иронически называют “скайпом на колесах”. У “ультрареалистичных”андроидов Geminoid, которыми можно удалённо управлять, действительно есть руки и ладони. Но они не двигаются.
После десятилетнего наблюдения во многих странах за людьми, общающимися с роботами, Танака убеждён, что роботы с функционирующими руками больше нравятся пользователям. Он считает, что “руки и ладони увеличивают возможности для физического участия человека и робота в их взаимодействии”.
Японский преподаватель сосредоточился на сложных коммуникационных ситуациях: например, с маленькими детьми, которые изучают, как вести себя в социальном мире и взаимодействовать с людьми различных культур. В 2007 году Танака посетил Калифорнийский университет, чтобы работать с детьми в возрасте 18-24 месяцев. Этот возраст был выбран, чтобы “сосредоточиться на основных формах социального взаимодействия, которые менее зависят от речи”.
Он обнаружил, что дети, взаимодействующие с другими детьми, для установления “интернационального” контакта часто используют руки и ладони. Когда он использовал робота, для общения с детьми, его результаты показали, что социальная связность коррелировалась с количеством прикосновения между ребенком и роботом.
На конференции по взаимодействию человек-робот, Танака показал, как оборудование робота-телеприсутствия функционирующей рукой может помочь преодолеть социальные барьеры. В этом исследовании он смотрел, как японские школьники изучают английский язык. Изучение английского языка в азиатских странах в режиме телеконференции с носителями английского языка через скайп – обычное явление. Однако такая телеконференция может быть “напряженной ситуацией” для студентов. Одну основную проблему можно условно назвать “замораживание”. Английский учитель объясняет: “Когда я пытаюсь сказать “привет”, студенты просто “замораживаются” (мы бы сказали “тормозят”), не зная, как ответить. Этот тип реакции не только замечен у маленьких детей в Японии, но он характерен и для многих молодых людьми и взрослых”. Чтобы заняться этой проблемой, Танака решил дать детям возможность управлять руками робота при помощи специальной перчатки.
Его эксперименты показали, что, когда дети управляли роботом, они чувствовали себя более комфортно во время телеконференции. И в результате говорили вдвое больше с английским учителем, по сравнению с тем, когда для телеконференции использовался только скайп. Они лучше запоминали слова, когда использовался робот (одним примером было слово "банан", который учитель представил студентам, позволяя роботу схватить реальный банан). В заключительном исследовании Танака показал, как робот смог обеспечить общение между школьниками в Австралии и Японии, которые не знали языков друг друга. Дети по очереди управляли человекоподобным роботом, расположенным в Цукубе. Танака сказал, что “Самое замечательное наблюдение, сделанное в течение испытания, состояло в том, что, несмотря на языковое различие, которое существовало между обеими сторонами, дети смогли общаться при помощи робота”.
Он объяснил, что японские дети окружили робота и активно попытались передать свои намерения, произнося некоторые известные английские слова. "Этот тип взаимодействия непросто обеспечить, используя обычные видео услуги телеконференции “.
Вот на фото некоторые примеры межконтинентальных взаимодействий: