…2250 год. На планете Тевиконс (Telvikos), на космической железнодорожной станции, маленький робот Теленоид (Telenoid) ждет своего отъезда к Земле. На Тевиконс уже темно, и Теленоид заметен издалека благодаря своей яркой силиконовой коже. Его форма тела и лицо напоминают людей планеты Земля. Но сам робот – ростом с куклу.
Громкоговорители на космической железнодорожной станции говорят: "Теленоид, пожалуйста, пройдите в станцию Телепортации!» Робот коротко вздыхает и упаковывает вещи для поездки.
Интересно, Вы бы купили такого “научно-фантастического” робота? Согласно исследованию, проводимому в австрийской Лаборатории Электроники Будущего (Ars Electronica Futurelab), Теленоид будет не только лучше восприниматься, но и покажется более полезным, если его представить так, как в истории, рассказанной выше.
В музее Ars Electronica в Австрии, робот-телеприсутствия Теленоид был представлен посетителям тремя различными способами. Посетители получили два вида буклета (описание робота), размером в одну страницу. В буклете была изложена информация, а к нему прилагался или текст данного рассказа, или функциональное описание. Или о роботе посетители не получали никакой информации. Обе листовки предоставили ту же самую информацию о назначении, внешности робота и его функциональности. Но в одном случае, материал был представлен стандартным образом – в виде инструкции по эксплуатации. А в другом случае – в виде фантастического рассказа. А некоторым посетителям не давали о роботе никакой информации.
Сравните эти две выдержки ниже, одна в форме научно-фантастического рассказа (история) и другой в форме “нерассказа”-инструкции.
Рассказ: "Как коммуникационного робота нового межзвездного времени, одна из главных задач Теленоида в том, чтобы помочь людям планеты Земля поддержать свои человеческие отношения. Если два человека на Земле хотят говорить друг с другом или чувствовать друг друга, несмотря на то, что они живут далекого друг от друга (возможно даже на разных континентах) то, робот Теленоид прибывает с планеты Тевиконс в нужное место и в нужное время при помощи станции Телепортации."
“Нерассказ”: Теленоид коммуникационный робот, который может стать альтернативой для мобильных телефонов или видео конференций в течение нескольких лет. При помощи Теленоида с дистанционным управлением, для людей будущего будет возможно установить личный контакт с друзьями или членами семьи, даже при том, что они могут быть далеко или даже жить на другом континенте.
Как можно увидеть на графике ниже, положительное восприятие и отношение к роботу улучшилось после чтения описания робота в форме рассказа.
По вертикальной оси – намерение положительно воспринять робота. Левая колонка – после прочтения рассказа, средняя колонка – после прочтения “нерассказа”, правая колонка – без информации о роботе.
Из рисунка видно, что реклама робота в виде фантастического рассказа приводит к тому, что посетители музея (т.е., потенциальные покупатели таких роботов) улучшают своё восприятие к роботу именно после прочтения научно-фантастического рассказа-инструкции. И, соответственно, увеличивается вероятность того, что при таком способе рекламы роботы телеприсутствия будут лучше продаваться.
А как вы думаете?