"Роботы-автомобили теперь реальность!" Именно такими или похожими заголовками сегодня пестрят многие новостные как печатные, так и интернет-издания. Испытания и презентации своих новых беспилотных технологий в области дорожного движения проводят известнейшие представители мирового автопрома. Пока это лишь пилотные проекты. Однако разработчики уверены, что их идеи будут реализованы на практике в самом ближайшем будущем. Так ли это на самом деле?
Игрушечный проект от "Nissan"
Из всех существующих на сегодняшний день проектов робоавтомобилей (car robot) можно выделить лишь несколько наиболее интересных. Хотя, по мнению многих аналитиков, перспективность даже этих разработок - продукт рекламы, во многом не соответствующей действительности.
Как один из примеров, проект от компании "Nissan". Как говорится в официальном пресс-релизе автогиганта, его инженеры практически готовы представить всему миру уникальную транспортную систему поколения "Next". Она абсолютно безопасна, ведь за рулём транспортных средств будут не люди, а роботы. Прототип такого робоводителя уже создан и был с размахом разрекламирован. Это авторобот "Nissan BR23C" (Biomimetic Car Robot Drive). По задумке разработчиков, их технология поможет значительно сократить количество человеческих жертв от автомобильных аварий и уменьшить риск случайных столкновений на дорогах.
Авторобот оснащён специальной системой "LRF" (Laser Range Finder). Она даёт возможность дроиду, установленному в машине, распознавать препятствия на расстоянии двух метров от автомобиля. Угол обзора при этом составляет 180 градусов. Вся полученная роботом информация обрабатывается бортовым компьютером, который и принимает меры по предотвращению столкновений. Однако с 2008 года этот проект дальнейшего развития почему-то так и не получил. На выходе мы имеем робота-игрушку, способную лишь распознавать ноги людей и следовать за ними.
Последняя разработка от BMW и робоавто "Made In Germany"
А вот одна из последних новинок. Это робот-автомобиль от BMW, который получил название "CDC" (Connected Drive Connect).
В основе системы управления робототехнического автомобиля набор различных сенсоров, таких как радар, видеокамера, лазерный сканер и ультразвуковой сонар. С помощью этих датчиков робоавтомобиль следит за состоянием окружающей среды и ситуацией на дороге.
При этом, конструкторы постарались сделать так, чтобы машина практически не отличалась внешне от обычной модели пятой серии. Стоит отметить, что проект автогиганта BMW, уже совершил свой первый самостоятельный успешный переезд, при чём, в сложных условиях интенсивного движения на одном из немецких автобанов. Автомобиль проехал более 5 тысяч километров. Авторобот справился со множеством дорожных ситуаций и не нарушил ни одного правила дорожного движения.
Однако, стоит отметить, что практичность этой разработки пока под вопросом. Ведь для того, чтобы авторобот передвигался самостоятельно по тому или иному маршруту, сначала эту дистанцию машина должна пройти под управлением человека. Так или иначе, представители компания BMW уверены, что через 5-10 лет им удастся создать практичный и эффективный автомобиль робот.
А это ещё один немецкий проект робота-автомобиля под названием "Made In Germany". Он создан на базе серийной модели VW Passat
Автомобиль оснащён шестью лазерными сканерами, которые служат для обнаружения пешеходов и других автомобилей. А один из них, установленный на крыше, вращается и создаёт трёхмерную модель окружающего машину пространства. Кроме того, высокоточная GPS-система, позволяет автороботу максимально точно определять свое местоположение. Видеокамеры следят за дорожной разметкой и работой светофоров. Вся собранная датчиками информация обрабатывается бортовым компьютером, который передаёт соответствующие команды двигателю, тормозам и рулевой колонке авто.
Стоит отметить, что робот-автомобиль "Made In Germany" – первая машина, которая получила разрешение на автономное передвижение по Берлину и земле Бранденбург. Сейчас в активе авторобота аж 80 самостоятельно пройденных километров. Разработчики уверены, что такими автомобилями роботами через 10-15 лет будут пользоваться и обычные люди. Именно столько времени понадобиться для усовершенствования созданных и внедрения новых технологий.
"Секретный" проект лаборатории "Google X"
Проект робоавтомобиля от "Google", пожалуй, один из самых нашумевших. В настоящее время на дорогах США проходят испытания группы автороботов, оснащённых компьютерной системой управления, главная задача которой исключить человеческий фактор.
Всего в этом проекте задействовано шесть робототехнических автомобилей Toyota Prius и Audi TT. Каждый из автороботов оснащён несколькими видеокамерами, лазерными дальномерами и радарными системами. С помощью этого оборудования отслеживается ситуация на дороге. А для планирования маршрута и выбора режима движения роботов используется всем известная картографическая база данных Google. Для безопасности людей специально установлен ограничитель скорости. Как считают разработчики, такой шаг должен заметно уменьшить количество аварий на дорогах. Пока присутствие водителя-человека в машине обязательно. Тем более, что недавно, гугломобиль стал участником ДТП. Так и хочется сказать: "Сглазили...". Однако, по последним данным, система автономного управления транспортным средством довольно успешно справляется с поставленными задачами. И в активе автороботов уже более 250 тысяч километров самостоятельного передвижения.
Стоит отметить, что в разработке этого проекта участвуют специалисты, которые в своё время работали над схожим проектом DARPA "Urban Challenge".
Французский проект автомобиля робота
В начале января общественности был представлен проект робоавтомобиля французских разработчиков под названием "IFSTTAR".
Робот-водитель, над созданием которого трудились специалисты НИИ "Embedded Electronic Systems Research Institute", а также компаний "IFSTTAR" и "ESIGELEC", способен контролировать траекторию своего движения, скорость, и даже манеру вождения. При этом, система управления автороботом, установленным на серийную модель Renault "Grand Espace", достаточно проста и надёжна. Она состоит из различных сенсоров сенсорами, трёх видеокамер и центра управления, который расположен на крыше машины.
Пока этот авторобот может передвигаться (весьма не уверенно), руководствуясь существующими только во Франции правилами дорожного движения. Однако, по словам разработчиков, все существующие недоработки проекта будут устранены в ближайшие 10-15 лет.
И британцы туда же...
Британские учёные также занимаются разработкой беспилотных автомобилей. Наиболее известный проект робомобиля сейчас находится на стадии полевых испытаний. Это детище ученых из Оксфордского университета уже называют "противоядием от автомобильных пробок".
Машина-робот, построенная на базе дизельного внедорожника «Wildcat», способна вести мониторинг дорожной ситуации с помощью технологии "Дрон" и лазерных сенсоров. Прототип робомобиля, стоимостью в 2 миллиона фунтов стерлингов способен перемещаться как по обычному асфальту, так и по пересеченной местности без участия человека-водителя. Оценкой внешних условий занимаются два лазерных дальномера, цифровые видеокамеры и вращающиеся 3D-сканеры, установленные на крыше авто. Обработка информации и планирование на её основе маршрута движения производится мощным компьютером, который установлен в багажнике.
По словам разработчиков, их робот-автомобиль, вполне может справиться с задачей по безопасной перевозке пассажиров и грузов. Правда, если только в прицепе... Как бы там ни было, возможно такие первые беспилотные машины появятся на дорогах в ближайшие пятнадцать лет.
Уникальный проект "SARTRE"
Завершить этот обзор хотелось бы на чём-то действительно практичном и перспективном. На мой взгляд, не смотря на свою глобальность, что многие считают минусом, именно за проектом "SARTRE" будущее беспилотных автоперевозок.
Этот уникальный проект предусматривает создание систем для движения в караванах, когда профессиональный водитель управляет ведущим автомобилем, а за ним следует несколько ведомых автомобилей. Каждый автомобиль при помощи специальных датчиков автоматически производит замер дистанции, скорости и направления, выравниваясь за ведущим. Все машины могут в любое время покинуть автоматический автомобильный конвой. Но когда они двигаются в караване, водители могут отдохнуть и заняться другими делами, в то время как сам караван продолжает двигаться в нужном направлении.
В первую очередь, этот проект, который частично финансируется Европейской Комиссией по программе Framework 7, уникален по уровню технологических разработок, которые без труда могут быть задействованы на обычных шоссейных трассах разной загруженности другими участниками дорожного движения.
Во вторых, практическое внедрение технологии передвижения автокараванов на дорогах Европы также включает в себя масштабные исследования и разработку необходимых для реализации проекта изменений социальной инфраструктуры. Что подразумевает совместную работу учёных, политиков и представителей правоохранительных органов по выработке и закреплению на законодательном уровне критериев режима ручного и автономного управления транспортом.
Ранее мы уже рассказывали об этой разработке. А совсем недавно проект "Safe Road Trains for the Environment" (Безопасные и экологичные автокараваны) успешно прошел первые испытания по движению в группе. Она состояла из лидирующего грузовика и трех следующих за ним легковых машин, которые двигались в автономном режиме на скорости около 90 км/ч на расстоянии не более 6 метров друг от друга.
По мнению многих специалистов, внедрение автороботов и автокараванов будет способствовать повышению безопасности на дорогах. Ведь управление ведущим всю колонну транспортным средством будет доверено квалифицированному водителю-человеку, способному, при всей своей "человечности" адекватно и быстро реагировать на изменения дорожной обстановки. Кроме того, такой тип движения в разы увеличивает пропускную способность дорог.