В последние годы роботы-автомобили начинают проникать на автомобильные дороги. Так, в августе 2010 года прошлого года пара микроавтобусов прошла за три месяца 8000 миль путь из Италии в Китай, пройдя по пути Сибирь и пустыню Гоби. Человек лишь иногда вмешивался в управление этими роботами-автомобилями.
Весной 2010 года робот-автомобиль Стэнфордского университета, показал навыки высокоскоростной парковки с заносом в 180 градусов в узком месте. Совсем недавно, Стэнфорд совместно лабораторией VW создал автономную Audi, которая могла двигаться автономно со скоростью 45 миль/ч.
Еще раньше Google запустил «автопарк» своих роботов-автомобилей, которые автономно прошли 140 тысяч миль.
Тенденция очевидна, пройдет с десяток лет и робот в автомобилях займут свое достойное и постоянное место. И, очевидно, что должно быть новое законодательство, регулирующее эксплуатацию таких автомобилей на автодорогах. Видимо, поэтому администрация штата Невада, решила возглавить это начинание. Так появился Assembly Bill 511. По сути его нельзя назвать Законом, это, скорее, предписание Департаменту транспортных средств начать решать конкретные вопросы по данной теме.
Среди списка заданий законопроекта следующее:
- определить, как человек получает лицензии на управление автономным автомобилем$
- как водителю эксплуатировать такое транспортное средство на улицах и магистралях$
- стандарты и требования к самому транспортному средству$
- требования для страхования автономного автомобиля, кто несет ответственность в случае автономной автомобильной аварии.
Однако, как думается, главными препятствиями на пути ввода автономных автомобилей на дороги будут не технические, а, скорее, социальные и правовые проблемы. Например, законопроект на затрагивает сферы применения и классификацию автономных автомобилей, гражданские иски в случае аварии... При этом формулировки в сегодняшнем законопроекте довольно расплывчаты, и он пока не может дать четкие юридические трактовки возможных коллизий применения автономных автомобилей.
Можно в заключение отметить, что Невада является первым штатом, который подготовил такой законопроект. И эта законодательная инновация дает ориентир для других государств – к социальным и правовым изменениям, которые сделают возможным появление автомобильных роботов на дорогах.
Смотрите также обзор по роботам автомобилям.