Виртуальный червь учится вполне реально
Группа ученых из Новосибирска под руководством Андрея Пальянова задалась целью смоделировать в виртуальной реальности нервную систему червя, известного как C. Elegans, или нематода. Они воссоздали в 3D-модели мышечный каркас нематоды, повторяющий биологическую форму оригинала и систему нейронов червя со всеми связями. Практически каждая клетка организма получила свой виртуальный аналог.
Виртуальная нематода C. elegans.
Виртуальный организм, созданный таким образом, способен чувствовать свое тело, его поверхность. Он может натыкаться на различные виртуальные препятствия и действовать вполне самостоятельно, без каких-либо заранее запрограммированных команд. При этом есть в его поведении лаже элемент непредсказуемости. Коллеги новосибирских ученых из Университета Вермонта подошли к проблеме абсолютно с другой стороны. Они сделали виртуальную модель не реального организма, а робота.
Виртуальный робот эволюционирует
Американский исследователь Джош Бонгард решил посмотреть, как себя в трехмерном пространстве будут вести искусственные существа. Набор определенных параметров и алгоритмов, некий специально запрограммированный набор генов – в итоге получился виртуальный робот. Действуя в виртуальном пространстве и взаимодействуя между собой, виртуальные роботы начали эволюционировать. Стало происходить даже что-то вроде естественного отбора. Ползающие виртуальные роботы оказались более приспособленными, чем прямоходящие, например. А в качестве наглядной демонстрации результатов ученые собрали нехитрое устройство и продемонстрировали его работу под управлением адаптивного искусственного интеллекта. Что получилось – смотрите сами:
Что в конечном итоге получится из этих экспериментов, ясности нет. Кроме того, что сделан очередной шаг в моделировании сложных интеллектуальных систем. А это не может не идти на пользу науке в целом. Развитие всегда идет от простого к сложному.