Рональд Аркин и Алан Вагнер решили проверить, сможет ли один робот обмануть другого. Для этого им, прежде всего, нужно было ответить на вопрос: зачем роботу обманывать в принципе? Ответ исследователи нашли в теории игры. За основу моделирования поведения робота-«обманщика» они положили два основных принципа. Во-первых, между роботом «обманщиком» и роботом «обманутым» должен произойти конфликт. Во-вторых, робот «обманщик» должен извлечь выгоду из своего обмана.

Именно так и был запрограммирован один из двух автономных роботов, участвовавших в эксперименте. Опыт состоял из 20 одинаковых этапов. Один робот убегал и прятался, другой робот догонял и искал. У робота «обманщика» в замкнутом пространстве было каждый раз три различных пути к пяти местам, где он мог спрятаться от робота «преследователя». На каждой из этих дорог стояли специальные маркеры. Чаще всего, когда робот «преследователь» наталкивался на маркер, робот «обманщик» менял направление движение по одной из трех возможных траекторий - чтобы спрятаться в ближайшем укромном месте. В результате робот «обманщик» выиграл в этой игре в робо-прятки у робота «преследователя» в 75 процентах.

Исследователи и спонсоры не сообщают – по понятным причинам! – область практического применения результатов этого эксперимента. Хотя и указывают, что разработанные алгоритмы могут использовать, например, роботы спасатели, чтобы не посеять панику у людей, оказавшихся под обломками здания. Но, скорее всего, Центр военно-морских исследований США готовится к войне роботов с роботами. Поэтому появилась потребность научить роботов «обманывать»?