Московская галерея LABORATORIA предоставила свои выставочные площади роботам. Их привез американский художник Дэвид Боуэн, который принадлежит к числу авангардистов, соединяющих в своих произведениях искусство, природу и последние достижения науки и техники. Проект Д.Боуэна «Tele-present wind. Художественные эффекты технологических трансформаций природных сил (aesthetic data)» представляет собой три автоматизированные инсталляции.
Первая – это робот с фотоэлементом и карандашом. Чувствительный к источнику света датчик заставляет робот искать место, где интенсивность света наибольшая. Таймеры в лампах освещения вокруг листа бумаги, по которому передвигается робот, запрограммированы так, что он вынужден постоянно находиться в движении. На бумаге робот оставляет свой след, который и становится оригинальным художественным произведением.
Второй робот рисует с помощью мух, которые хаотично (с нашей точки зрения!) передвигаются внутри замкнутого пространства. Специальные датчики тщательно фиксируют траекторию полетов насекомых и передают сигнал «автоматизированному художнику». На бумаге робот старательно отображает все передвижения мух. Тут уж точно ни одна картина на другую не похожа.
Третья инсталляция завязана на интернет. Двадцать два длинных сухих стебля занимают отдельный выставочный зал. Они укреплены на робототехнических платформах и связанны посредством «всемирной паутины» с таким же своим «собратом», который находится на родине Дэвида Боуэна, в городе Дулуте (Миннесота, США). Стебель в Миннесоте колышет реальный ветер. Сигнал от тамошнего «передатчика» через интернет передается на «приемники» роботов в московской галерее и зрители видят, как колышется трава. Колышется она, естественно, в разное время по-разному: кто может точно сказать, куда и какой дует ветер?!
Дэвид Боуэн считает, что искусство будущего должно быть именно таким: провокационным и с минимальным участием человека.
Посмотреть на творчество роботов в галерее LABORATORIA можно до 24 июля.